Теплов Антон Олегович Психолог, Супервизор, Клинический психолог нейропсихолог

Незавершенный гештальт

Мой блог / Просмотр публикации


Чаще всего патологические прерывания являются результатом незавершенных ситуаций из прошлого субъекта. Или, как говорят гештальтисты, незавершенных гештальтов. Остановимся подробнее на этой концепции.
Гештальт-терапия полагает, что принцип завершенности является од¬ним из основных в человеческом поведении. Ф.Перлз утверждал, что внут¬ри личности существует сильная тенденция завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности.
Неза¬вершенные ситуации делятся на "потребностно незавершен¬ные" ( или ситуации с нереализованными потребностями) и как эмоцио¬нально незавершенные (т.е. ситуации с неразрешенными, не выраженными чувствами и переживаниями).
Потребностно незавершенные ситуации содержат неудовлетворенные потребности, возникающие в результате прерывания цикла формирования и завершения гештальта. Прерывание цикла может быть, как внешним, за счет разного рода социальных факторов, так и внутренним, посредством паттернов когнитивного контроля. Когнитивный конт¬роль не позволяет личности двигаться по направлению к завершению, це¬лостности и удерживает ее в постоянно незавершенном состоянии, что в свою очередь влияет на качество жизни личности.
Эмоционально незавершенные ситуации состоят из чувств, эмоций переживаний, которые не были выражены и разрешены в прошлом. Гаштальт-терапия полагает, что индивид остается с незавершенными ситу¬ациями, если он не может выразить чувства страха, горя, гнева, разоча¬рования, возмущения и т.п., которые возникли во время событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми - родителями, возлюбленными, супру¬гами. Ф. Перлз считал, что наиболее частым видом незавершенных ситуаций является невысказанное возмущение (Перлз, 1971). Кроме того, незавершен¬ность может возникать также из-за невыраженной любви, неразделенной вины, не принятых в прошлом действий. Каким же образом незавершенные ситуации "живут" в личности? Гештальт-терапия вслед за школой Курта Левина и работой Зейгарник (1981), полагает, что в личности возникает стремление вернуться к незакончен¬ным действиям и препятствиям, снова опять и опять переживать их. И в этом состоит один из путей ассимиляции и завершения незавершенных ситу¬аций.
Однако, наряду с тенденцией к завершению в личности действует также тенденция к избеганию завершения, что в свою очередь увеличивает личностную незавершенность. Тенденция к избеганию удерживает от встречи и полного переживания боли, тревоги, печали, гнева, т.е. тех чувств, которые должны быть пережиты личностью. В результате в личности формируется паттерн когнитивного контроля и защитные механизмы, чтобы справиться с теми чувствами, которые она переживают, но не должны переживать с точки зре¬ния окружающих. И тогда личность вкладывает свою энергию в контролиро¬вание незавершенного опыта, в избегание завершенности, и, по сути, в из-бегание контакта с собой и другими. Эта тенденция, таким образом, по¬давляет свободное эмоциональное выражение и открытие ответа на жизнен¬ные ситуации, блокирует спонтанную активность, удерживает личность от полного присутствия в настоящем и создает много незавершенных ситуа¬ций.
Таким образом, гештальт-терапия открывает парадоксальность незавершенных ситуаций, показывая, что человек вынужден жить, испытывая на себе влияние двух противоположных тенденций - к завершенности и к избеганию этой завершенности. Перлз писал, что основная проблема психотерапии состоит в том, чтобы мотивировать пациента вернуться к тем ситуациям, которые он оставил незавершенными в прошлом и через это возвращение как бы заново прожить и завершить их. Наиболее общий подход гештальт-терапии состоит в том, что для того, чтобы индивид изменился, его необходимо научить не сопротивляться, не бороться, не подавлять неразрешенные чувства, такие, например, как возмущение или ненависть, а мягко разрешить им уйти. И это принципиально в гештальт-терапии.

Большинство незавершенных действий, как вы понимаете, невозможно завершить в реальной жизни: с кем-то вы не прояснили отношения, а он умер, уехал, ситуация уже не та (не посидел у мамы на коленках, или папа не купил мягкую игрушку). Что же делать? Завершить ситуацию в процессе психотерапии.
В 20-е годы немцы проводили исследования, и пришли к след выводам
- до 50% ситуаций можно разрешить просто рассказывая об этом кому-то
- до 80% - помогало разыгрывание сценок
- небольшой процент – фантазирование: «Давай помечтаем, как бы это могло завершиться….» (из лекции Е.Петровой на Железноводском интенсиве):